Придёт сентябрь, и наши школьники вновь переступят школьный порог. Всё как обычно. За исключением одного – пока шли каникулы, мир вокруг России изменился.Страна ступила на тропу войны..
Так или иначе эта тема будет возникать на школьных уроках. Надо ли педагогу открыто выражать свою гражданскую позицию (разумеется, если она у него есть)? Стоит ли учителю, который, надеюсь, всё ещё остаётся одним из «компасов» для большинства учеников, настроить, в какой-то мере поддержать своих подопечных в такое «смутное время»? Нет? Но мы обязаны, согласно ФГОС, формировать «нравственные и социально обусловленные внутренние качества учащихся – ценности, убеждения, принципы». А как это сделать без учёта современности, без того, о чём говорят в автобусах, в очередях, в соцсетях, не говоря уже о раздувании в СМИ?...
Впрочем, вряд ли стоит повторять то, что вещают госканалы, - всё в порядке, Запад своими санкциями вредит больше себе! Или наоборот, мрачно рекомендовать запасаться товарами длительного хранения, как это уже делают наиболее «продвинутые» наши сограждане...
Всё это они услышат и без нас, к тому же это не ведёт к «нравственным и социально обусловленным ценностям».
А заход можно сделать такой. Существует группа базовых ценностей, которые находятся в социальной среде и имеют интересную особенность – они выступают в паре и всегда нацелены на баланс. Без которого превращаются в антиценности. Вот некоторые из этих пар.
Свобода самовыражения и внутренняя дисциплина. Первая без второй – вседозволенность. Что хочу, то и творю ... Вторая без первой – холопство, холуйство...
Справедливость и милосердие. Без милосердия справедливость легко превращается в жестокость, фанатизм. А милосердие без справедливости попросту не понимает, к кому прислониться, ибо нуждаются в сострадании обычно те, кто пострадал от человеческой злобности, глупости, несправедливости.
Патриотизм и всечеловечность. Первый без второй – нацизм, бандеровщина с её «Москаляку - на гиляку!», «русские марши» с их «Россией для русских!» и им подобные. Всечеловечность без патриотизма – чаще всего благоглупость...
Баланс! Всегда нужен баланс
Правда, никакой баланс не спасёт нас от прямых детских вопросов: С кем вы? Вы поддерживаете Путина? Крым наш? С кем мы воюем и за что?
Текст не бесспорный, конечно, но хорошо, что учителя хотя бы задаются этими вопросами
Journal information