"Российские школы не являются общественными пространствами — это главное, что важно понимать. В Швейцарии школа — открытое пространство, где люди не только учатся, но и отдыхают, общаются, развлекаются. Она объединяет множество функций и остается открытой в любое время для всех: там можно выпить кофе, купить книгу, посмотреть выставку, послушать концерт или лекцию. Это особый тип общественного пространства, которое объединяет не только школьников и преподавателей, но и местных жителей".
Проблема российских школ при всех достоинствах, — в их закрытости, отгороженности от внешней среды. Достаточно посмотреть, сколько заборов, шлагбаумов, охранников находится на их территории. А идея зайти в школу и выпить кофе вообще выглядит как бред сумасшедшего.

К сожалению спальные районы в Москве имеют только один смысл — это жилые территории. Здесь мало социальных, развлекательных, торговых функций. Все жители таких районов нередко едут в центр по любому поводу — работать, учиться, смотреть кино, купить платье. Именно это провоцирует многокилометровые пробки, из-за этого перегружено метро. Выход один — создавать жизнь в спальных районах, делать все, чтобы люди могли с пользой и удовольствием проводить время здесь. Но невозможно оживить район, сделать его привлекательным для местных жителей, если не создать в нем точек притяжения, мощных общественных пространств. Школа в ее швейцарском понимании может стать таким местом: люди могут ходить сюда смотреть кино, слушать лекции, смотреть спектакли, покупать книги, гулять с детьми на прилегающей территории
Journal information