
Всё это вы можете, сделать самостоятельно организуя своё образование. Однако, в этот момент, после 10-секундной паузы, обычно начинается: «Да, но…»:
1. Мой возраст не подходит для самообразования
Тут две вариации: либо «я ещё не…», либо «я уже не…». Давайте начистоту: да, ребёнку, росшему в билингвальной среде, почти не надо усилий, чтобы владеть вторым языком, но и взрослому вполне по силам его выучить. Да, «поставив пальцы» в 3 года, вы делаете ещё один шажок к будущему великого музыканта, но вся четвёрка The Beatles не держала в руках гитары в школьные годы.
2. Новому можно учиться лишь в школе/университете
Этот аргумент работает даже тогда, когда люди говорят о «life-long learning». Просто посмотрите на своих знакомых. Наверняка не менее 2/3 из них работают не по специальности. Хорошие ли они специалисты при этом? Школа и вуз предположительно дают основную картину мира и формируют навыки мышления. Зачастую они не делают и этого.
3. Самообразование так же бессмысленно, как и государственное
Давайте лучше работать с тем, что есть в нас самих. Все мы знаем примеры успешных людей, не окончивших вуз (Стив Джобс, Ричард Бренсон, Пол Аллен и т.д.). Покопавшись в памяти, вы наверняка вспомните и примеры среди своих знакомых.
Мне довелось общаться с подростками-анскулерами, которые никогда не ходили в школу — и это были одни из самых эрудированных ребят, кого я знаю.
Я вовсе не призываю срочно уйти из школ и университетов. Но давайте взглянем правде в глаза: если бы поступление в эти заведения не рассматривалось как обязательное/очевидное на массовом уровне, они были бы нужны в значительно меньшем числе случаев.
4. На самообразование нет денег и времени
Чаще всего это проекция предыдущей мысли, когда университет уже давно позади. «Я бы научился этому, но надо записаться на курсы. У меня нет на них денег, это будет отнимать всё время, значит, надо делать паузу в своей профессиональной деятельности…».
Что такое курсы? Кто-то за вас собрал вместе те ресурсы, которые, по его мнению, помогут вам научиться, и за это назначил плату. Но в большинстве случаев вы можете дотянуться до этих ресурсов сами. Например, языковые школы часто хвалятся общением с «носителями языка» и разговорными клубами; хотя в любом городе не счесть возможностей пообщаться с иностранцами: приютите путешественника на couchsurfing.com, станьте волонтером на мероприятии с иностранцами…и т.д.
Избавившись от парадигмы классического образования, вы сможете образовываться, не вырываясь из своей деятельной среды, — будь вы предпринимателем или фрилансером или работая по найму. В последнем случае, предложите своему работодателю план, по которому вы формируете своё обучение и опробуете результаты в работе (а иначе зачем вообще учиться?). Адекватный руководитель вас точно поддержит.
5. Самообразование – это читать статьи в интернете. Так многому не научишься
Другая популярная вариация: «Ты бы хотел, чтобы тебя оперировал хирург, который учился по роликам в YouTube?». Действительно, образование онлайн имеет свой предел и качество взаимодействия с другими людьми не сравнится с физическим присутствием. Однако, вы можете эффективно использовать этот ресурс в дополнение к другим формам самообразования
6. Самообразование – это дорого
Возможно, это мнение сформировалось со школы («самообразование = репетиторы = дорого»).
В сравнении с «условно-бесплатным» институциональным образованием (которое, на самом деле, уже оплачено нашими налогами) — да, придётся использовать свои ресурсы. Но, поверьте, сегодня не надо быть миллионером, чтобы заниматься самообразованием. Можно волонтерить или странствовать по Индии, посещая альтернативные школы, образовательные проекты, фермы и общины, и получать глубокие, трансформационные опыты находя, чем вы можете быть полезены людям, и получая помощь взамен.
7. Самообразование — это без учителя. А мне часто нужно, чтобы кто-то помог
Во многих случаях нам действительно нужен учитель: мастер своего дела, наставник или просто человек, который пнёт в момент лени и поддержит в трудностях. И вы вполне можете такого человека найти.
Да, самообразование может быть с учителем. Разница будет заключаться в том, что это будет один из элементов мозаики образования, составленной вами. Вообще, самообразование — это не про то, чтобы «уйти в горы» и заниматься этим в одиночестве. Для этого процесса важнейшим фактором оказываются люди. Но поиск/создание такой среды находится в ваших руках.
Впрочем, хватит теории. У вас есть желание учиться, свободная воля, цель — вы готовы начать! В следующих статьях мы разберём разные способы того, как выстроить для себя настоящее «образование длиной в жизнь».
Источник
Journal information