Katya Kalashnikova (ketiiiiiiii) wrote,
Katya Kalashnikova
ketiiiiiiii

Эпоха несострадания

Источник

Много веков люди круглосуточно боролись за ресурсы. Если выдавалось свободное время для созерцания природы, это был подарок судьбы.

По мере индустриализации человек смог перегрузить наиболее тяжёлые трудовые задачи на механизмы.

Технологически развитое общество вошло в эпоху потребления. Риски для выживания существенно сократились и время, освободившееся от выживания, стало наполняться всякой бытовой «блажью». Блажь стала предметом вожделения не только богатых. Различие богатых и небогатых стало заключаться в масштабах желаемой блажи.

Понятие «детство» появилось только тогда, когда стало возможным освободить детей от борьбы за выживание, а забота об их выживании стала более значима, чем использование их труда. Для взрослых это время наступило позже.

Хорошо или плохо детство во взрослом возрасте? Всё зависит от ответов на вопросы: в чём это проявляется, кому и чем это мешает? Если погоня за игрушками вместо банального выживания никому не мешает, ничего плохого в этом нет.

Мешать это может в том случае, если гонка за игрушками для взрослых препятствует чьему-то выживанию. Обычно об этом не задумываются. Могут патетически призвать к чувству меры по отношению к животным ради людских прихотей или к голодающим в отсталых странах мира — но это больше умозрительные рассуждения, чем общие правила жизни.



Мешать это может если разные блажи разных людей входят в конфликт. При этом никого не волнует важность блажи: у одного речь может идти о квартире чуть лучше, а у другого о количестве бриллиантов в брошке. Правила взрослой игры у нас называются законами, и для них не имеет значения категоризация блажи.

Текущее поколение не задумывается о значимости законов и их роли в жизни людей. Конфликты блажи и проблемы выживаемости на весы не кладутся. Буквы в тексте закона для огромного количества людей важнее смыслов, из-за которых эти буквы появились. Они не отдают себе отчёт в том, что борьба за буквы была актуальна тогда, когда важно было исключить субъективность, — закон был формой отчуждения общего правила от конкретной ситуации. Это была борьба за независимость суда от конкретных людей, заинтересованных в исходе спора.


Количество законов сейчас стремительно растет, потому что разрешить конфликт вокруг блажи намного сложнее, чем вокруг выживания. Когда люди выживают, они знают, что такое страдание, что такое боль, поэтому они могут сопереживать и «отдать последнюю рубаху». Закон может их защитить в критической для выживания ситуации. Нюансы в вопросах выживания не имеют большого значения на фоне факта выживания. Людей в гонке за блажью волнует умозрительная «справедливость» и тонкости её оценки — на сострадание они не способны, поскольку не знают, что такое страдание. Остаётся либо вера в моральные императивы, устоявшиеся с давних времен, либо вера в буквы закона как проекцию общественной справедливости.


Стоит ли страдать о том, что люди не знают, что такое страдание? Стоит! Незнающий страдание жесток. Не потому, что он целенаправленная сволочь, а потому, что не может отличить жестокость от сострадания, что для него первичны «правила игры», которые означают для него «справедливость». Это самое страшное последствие инфантильности.

Надо ли пережить Холокост, чтобы избегать нацизма? Современная история доказывает, что по мере ухода трагедии в эмоционально далекое прошлое защитный потенциал резко снижается. Ответственным людям хватает исторических фактов для проекции на настоящее, но сама проекция опирается на личный опыт. Пусть не такой суровый, но личный, чтобы была основа для масштабирования: нет опыта — нет проекции.

Другое проявление инфантильности — неспособность осознать масштаб последствий от своих действий. Прежде всего негативных. Особенно на фоне стремительного роста компьютеризированной культуры, в которой любой сбой можно устранить перезагрузкой.

Чем больше технические системы будут контролировать события и блокировать автоматически негативные последствия, тем меньше люди будут способны осознавать масштаб событий, которые выйдут за возможности контроля автоматики. И тут самый главный риск нашей цивилизации: вместе с ростом инфантильности будет расти риск самоуничтожения человечества — как неспособности осознать последствия, ответственности за ценность человечества как природного феномена. Ведь стремление к справедливости у инфантильного выше ценности выживания.

Уже сегодня масштаб инфантилизации общества колоссален. И он будет нарастать по мере развития систем искусственного интеллекта, робототехники, новых материалов, доступности и дешевизны энергии. Потому что проблемы выживания будут исчезать, а формы и масштабы блажи расти. Начнутся вселенские споры, какая блажь лучше какой, начнутся войны между сторонниками разных версий.


Чем опасна массовая инфантилизация


Массовая инфантильность тормозит развитие интеллекта, поскольку успех, понимаемый как доступ к блажи, не требует больших интеллектуальных усилий. Блажь порождена существующим интеллектом и поэтому не представляет интеллектуального вызова, в противовес непознанной природе. Можно представить себе инфантильного учёного, которого провидение одарило умищем и который проявился вопреки инфантильности, но это скорее исключение, чем правило.

Для развития интеллекта требуется критически важный вызов познанию. Пока нет внешней угрозы, неизбежна интеллектуальная война между равными по силе на Земле. Как соревнование и как инструмент развития интеллекта, знаний о мире. В том числе за способность контролировать инфантильные массы.

Не исключено, что контроль перейдет к искусственному интеллекту. Но не потому, что он станет умнее человека, а потому, что он не будет инфантильным — ведь именно он будет постепенно отвечать за всё наиболее критичное. Значит, ему и решать. А без конкуренции остановится развитие интеллекта. Любого.

Subscribe
promo ketiiiiiiii april 20, 2013 09:54 9
Buy for 100 tokens
Скайп-школа "GLASHA" приглашает на дистанционные уроки развития разговорных навыков с преподавателями из стран англосферы.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments