Katya Kalashnikova (ketiiiiiiii) wrote,
Katya Kalashnikova
ketiiiiiiii

История Киры Муратовой

Источник

Юрий (Георгий) Александрович Коротков – отец Киры Муратовой – учился на инженера в Генте во Фландрии. Затем вернулся в Сороки в Бессарабии, где стал секретарём подпольного уездного комитета Коммунистической партии Румынии. Матерью была Наталья Ицковна Скурту. Параллельно учёбе на медицинском факультете Льежского университета она вступила в ряды Румынской коммунистической партии. В 1929-м – уже с дипломом врача на руках – Наталья стала членом Союза рабочей молодёжи.

Они поженились в 1932 году. В 1934-м родилась Кира, после чего обоих родителей арестовали в Черновцах. Мать вскоре выпустили, но в 1936-м снова посадили в тюрьму – на этот раз вплоть до 1939 года. Отца освободили в 1938-м. После присоединения Бессарабии к СССР мать Киры Муратовой работала директором фельдшерско-акушерской школы в Кишиневе.

В самом начале войны Киру с матерью эвакуировали в Ташкент – отец остался в городе для организации подпольной работы. Его захватили румынские полицейские, допрашивали два дня и расстреляли при попытке к бегству 19 сентября 1941 года.

В эвакуации мать работала поначалу ординатором, но уже в 1943 году стала секретарём министра иностранных дел Румынии. Параллельно ее назначили директором радио «Свободная Румыния», которое базировалось в Уфе под эгидой Коминтерна. Череда таких постов позволила ей после войны перебраться в Москву. Ее еще дважды арестовывали по разным обвинениям, но каждый раз отпускали. А в итоге назначили секретарём государственного комитета по кинематографии. Впрочем, в итоге Наталья Короткова-Скурту все равно вернулась на должность врача в бухарестский роддом и через несколько лет стала заместителем министра здравоохранения Румынии.

Кира Георгиевна в 1959 г. окончила режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

С 1961 г. она уже режиссер Одесской киностудии. Совместно со своим мужем Александром Муратовым в 1962 г. сняла первый короткометражный фильм "У крутого яра", через два года - полнометражную ленту "Наш честный хлеб". Первой самостоятельной работой Киры Муратовой стала картина "Короткие встречи" (1967), где она сыграла главную роль.




Кира Георгиевна была замужем два раза. От первого мужа, Александра Муратова ( режиссера фильма «Гонки по вертикали», по сценарию братьев Вайнеров) родилась дочка Марьяна.

В раннем возрасте у нее начались проблемы с алкоголем и наркотиками. Проблемы были настолько серьезными, что как то она ради дозы продала дубовый паркет из своей квартиры. Ну, само собой, что паркет был последним, что можно было вынести из квартиры в самом богатом одесском районе - Французский бульвар. В конце концов кончилось все тем, что дочку великого русского режиссера как-то задержала милиция, и во время приема сломали ребро, которое проткнуло какой-то важный внутренний орган. Вот так погибла Марьяна.

После трагической смерти дочери Кира Муратова взяла под опеку двух внуков, Антона и Женю. Антон с раннего детства снимался в эпизодах «Астенического синдрома», «Увлечений», «Трех историй». Женя открыл в Одессе клуб «Точка сборки», где проводит время авангардная молодежь.

Второй муж — художник и сценарист Евгений Голубенко — был младше своей жены на 22 года.

В общем, история семьи Киры Муратовой – готовый сценарий к фильму. Но Муратова оказалась слишком избирательной по части тем. История, способная вывернуть наизнанку нутро доброй части евразийского континента, могла показаться ей слишком лёгкой победой. Её больше волновало к тому же, не общее, а частное. Человек, томящийся внутри себя в кромешной тесноте. Боль, с которой мы взаимодействуем друг с другом.


В основе фильма «Долгие проводы» – рядовая история. Мать и сын, ему пора выпасть из гнезда, а она не знает, что делать после этого со своей жизнью. Такими сценами полон мировой кинематограф, но не советский. В самом финале монтажа начальство потребовало правок – Муратова отказалась. История затянулась на два года, вся студия сидела без премии и Муратову тихо ненавидела. Её перевели на должность инженера по организации научного труда, но фильм она домонтировала. Благодаря режиссеру Сергею Герасимову его даже удалось посмотреть в Москве. Подпольная слава Муратовой росла.



Зарабатывая на жизнь, Кира работала библиотекарем и хранителем в музее. В 70-е познакомилась с Рустамом Хамдамовым – для многих ныне культовым художником, тогда никому не известным. Решили снимать «Княжну Мэри» по Лермонтову – фильм запретили на стадии проб. Следом на полку отправились еще несколько лент. Чудо пришло с перестройкой. Муратова не без удивления стала приживаться к временам, когда на возможность снять, что хочешь, начали выдавать деньги. Но даже в 1991 году она умудрилась снять фильм, который положили на полку ― «Астенический синдром». В самые свободные времена русского кино он был дисквалифицирован.


Если задаться целью и отсмотреть подряд все её ленты, начав хотя бы с официального дебюта, к «Настройщику» наконец начинаешь узнавать в её героях своих близких. Себя, ситуации, бесконечный шум, сутолоку, лукавый интерес из-за плеча, ноги трупа, торчащего из шкафа. Чей это шкаф? К «Вечному возвращению» можно быть окончательно уверенным, что всё творчество Киры Муратовой о тебе лично. Просто и твоя собственная история тоже, оказывается, «очень не для всех».
Subscribe
promo ketiiiiiiii april 20, 2013 09:54 9
Buy for 100 tokens
Скайп-школа "GLASHA" приглашает на дистанционные уроки развития разговорных навыков с преподавателями из стран англосферы.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments