Katya Kalashnikova (ketiiiiiiii) wrote,
Katya Kalashnikova
ketiiiiiiii

Русские в Индии. Николай и Елена Рерих

Елена Ивановна Шапошникова родилась 12 февраля 1879 года в Петербурге. Ее семья находилась в родстве с легендарным Кутузовым и композитором Мусоргским. Юная девушка была на редкость способной, блестяще окончила Мариинскую женскую гимназию, затем поступила в Санкт-Петербургскую музыкальную школу.



Время становления ее личности совпало с бурным «декадентствующим» рубежом века, открытиями во всех сферах русской мысли. Признанная красавица Елена имела большой успех в свете и привлекала всеобщее внимание.



В 1901 году Елена Шапошникова выходит замуж за Николая Константиновича Рериха, выходца из зажиточного среднего класса, с детства знакомого с писателями, художниками, учеными, которые были частыми гостями в доме Рерихов. С этой минуты семья Рерихов не расставалась.



В 1897 году Н. К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств. Его дипломная картина «Гонец» была сразу же приобретена Третьяковым.



Понимая, что первостепенной задачей является содержание молодой семьи, Николай Рерих устраивается на работу в должности секретаря при Обществе Поощрения Искусств. Эта организация была основана группой меценатов с целью содействовать развитию разных видов искусства, давать пенсион-грант талантливым художникам на обучение за границей. Рерих горел желанием реорганизовать Общество и спасти его от засилья посредственности и унылого традиционализма. Он разработал и внедрил систему художественного образования, которая даже по сегодняшним стандартам кажется революционной. Его методика основана на одновременном обучении всем искусствам в целом, а не какому-то конкретному — живописи, музыке, пению, танцам, театральному мастерству, а также «прикладному искусству» — керамике, росписи фарфора, черчению.

В доме Рерихов часто бывали Врубель, Куинджи, Стасов, Дягилев, Стравинский, Блок, Бехтерев, Серов.

В монументальной живописи в те годы художник тесно сотрудничает с архитектором Щусевым. В 1913—1914 годах Рерих создает два монументальных панно — «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» для оформления Казанского вокзала в Москве . К сожалению, они не сохранились.

Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия». Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист.

С 1905 года в творчестве Рериха, наряду с древнерусской темой, начинают появляться отдельные восточные мотивы. Публикуются его очерки о Японии и Индии. Рерих начинает изучать философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество Тагора, теософскую литературу. Древние культуры России и Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как учёного.

С 1906 по 1916 годы Николай Рерих — директор Школы Императорского общества поощрения художеств. Приняв назначение, он увлечённо принимается за работу: расширяет территорию школы, открывает новые отделения и классы, организует ряд мастерских (рукодельная и ткацкая (1908), иконописная (1909), керамики и живописи по фарфору (1910), чеканки (1913). При Рерихе увеличилось число женских классов, был создан женский этюдный класс. Введены лекции по анатомии, древнерусскому искусству и зодчеству.

В 1916 году семья Рерихов из-за тяжелой болезни лёгких Н. К. Рериха по настоянию врачей переезжает в Финляндию на побережье Ладожского озера.

В 1918 году Финляндия объявила свою независимость и закрыла границы с Россией. Рерихи оказались отрезанными от России. В 1919 году семья выехала в Англию и поселилась в Лондоне.

В это время с его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели музей Люксембурга, Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.

В 1920 году Н. К. Рерих получил приглашение принять участие в турне по США с выставкой своих картин. Вместе с мужем и детьми Е. И. Рерих выехала в Нью-Йорк. Там под руководством Н. К. Рериха и при непосредственном участии Елены Ивановны была развернута широкая культурно-просветительская деятельность.

С 1924 Елена Ивановна вместе с мужем участвует в Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н. К. Рерихом при официальной поддержке американского правительства по труднодоступным и малоисследованным районам Индии, Китая, Монголии и Тибета.



В ходе экспедиции были проведены исследования по различным отраслям знания: истории, археологии, этнографии, истории философии, искусств и религий, географии и др., отмечены на карте неизвестные ранее вершины и перевалы, найдены редчайшие манускрипты, собраны богатые лингвистические материалы. Особое внимание уделено проблеме исторического единства культур разных народов.

Экспедиция проходила в очень сложных условиях, требовавших от участников мужества и терпения. Они прошли тропами Центральной Азии около 10 000 километров. Шли по великим горам и великим пустыням планеты в период политического переустройства, когда эти места кишели кровожадными бандами. Пригодились ружья, пуленепробиваемые жилеты. Шли высочайшими перевалами, 8 из которых лежат на высоте 6 000 метров, 1 на высоте около 7 000 метров. В Азии всегда в порядке вещей было, что важные персоны передвигаются на паланкинах. Предполагалось, что и Е.И. Рерих будет путешествовать на этом традиционном средстве передвижения. Но она категорически заявила: «На людях я не поеду!» И весь этот труднейший, опаснейший путь, по высокогорным тропам она совершила наравне с мужчинами верхом.


Рерих в экспедиции с сыновьями

Порой температура падала до -60С. Во флягах замерзал коньяк. 5 членов экспедиции из тибетцев скончались от сердечных болезней и пневмонии. Из 110 животных каравана 90 погибли от бескормицы. Огромные стаи собак и волков рыскали вокруг. Н.К Рериху тогда было 53 года, Е.И Рерих - 48 лет.


Существует несколько версий того, что являлось главной целью поездки Рерихов в Центрально-азиатскую экспедицию, и единства мнений нет.


Версия об исключительно художественных и этнографических целях центрально-азиатской экспедиции Рериха описана в работах Павла Беликова. Однако, Беликов написал биографию Рериха в 1972 году, когда ещё не были доступны дополнительные источники об экспедиции

Существует распространённая версия о том, что Рерих был агентом Коминтерна и ОГПУ, и экспедиция была на самом деле организована на деньги советской разведки, целью которой было свержение Далай-ламы XIII. Эта версия была впервые изложена Олегом Шишкиным в его серии статей и в книге «Битва за Гималаи».

По другой версии Рерихи отправились в центрально-азиатскую экспедицию, чтобы найти Шамбалу. Версии об одновременно духовных и политических целях поисков Шамбалы придерживается историк Андрей Знаменский в своей книге «Red Shambhala».



Тибет в 20-е гг. XX столетия был самой недоступной страной мира. Смертная казнь угрожала каждому тибетцу, без разрешения Далай-ламы впустившему в страну чужеземцев.

Рерих в течение 17 месяцев написал 222 очерка для «Листов дневника», которые отражают экспедиционную работу, затрагивают научные и философские темы. В результате экспедиции было найдено около 300 видов засухоустойчивых трав, собраны лекарственные растения. Одно из растений было названа в честь Рериха — Stipa roerichii


Однако во время экспедиции Рерих слишком сильно погрузился в азиатскую политику, тщетно побуждая буддийские массы к революции. Первая деловая встреча Рериха после отъезда из США в экспедицию была в Японии с военным министром Хаяси Сэндзюро, и целью встречи было исследование возможностей создания нового государства на северо-востоке Азии. Во время экспедиции он не только сотрудничал с русскими эмигрантскими организациями, такими как Военно-Монархический Союз, Военно-Казачий Союз, Легитимисты, но оказывал финансовую помощь Сибирскому Казачьему войску.


Эта деятельность вызвала недовольство властей США, от чьего имени и на чьи средства проводилась экспедиция. Лишение поддержки со стороны американцев стало причиной досрочного прекращения экспедиции
21 сентября 1935 года.

Следующим важным этапом деятельности Рериха было предложение международного акта о сохранении культурных ценностей, так называемого Пакта Рериха. Идею Пакта поддержали Ромен Роллан, Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Герберт Уэллс.



Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне при личном участии Франклина Рузвельта. Документ был ратифицирован 10 из 21 стран американского континента.

Пакт Рериха стал единственным соглашением в культурной сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. В 1954 году он лёг в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта».

За международную культурную деятельность Рерих был выдвинут соавтором на Нобелевскую премию мира.


Однако Нобелевскую премию Рерих не получил, так как в Америке разразился скандал, спровоцированный статьёй пекинского журналиста Джона Пауэлла в газете «Чикаго Трибьюн», и касавшийся Маньчжурской экспедиции Рериха.
В статье было сказано, что вместо выполнения целей поставленных американским правительством, Рерих искал место для построения нового государства русских эмигрантов.

В результате скандала американцы делают все чтобы аннулировать Пакт. Для этого 24 октябр 1935 года рассылается серия писем послам латиноамериканских государств и всех европейских держав, сообщая им о «тех, кто фанатично продолжает свою политику, предавая идеалы науки»


После скандального завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи остались остаются жить в Индии, где они основывают Институт Гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет Утренней звезды»). Он был задуман как институт комплексного изучения обширных районов Азии, которые оказали огромное влияние на развитие мировой культуры. Также целью «Урусвати» было комплексное изучение человека, его психологических и физиологических особенностей. Елена Рерих становится его Президентоми принимает активное участие в организации его работы. Тонкий знаток искусства, глубокий философ — она хорошо ориентировалась в научных проблемах, которыми занимался институт, и часто давала направление исследованиям как хорошо подготовленный учёный.



Рерихи мечтала о том, что в долине Кулу когда-нибудь вырастет город Знания, который станет международным научным центром. «Мы желаем в этом Городе дать синтез достижений, поэтому все области науки должны быть впоследствии представлены в нём. И так как Знание имеет своим источником весь Космос, то и участники станции должны принадлежать всему миру, то есть всем национальностям…»

Со временем «Урусвати» становится крупным международным институтом, объединившим известных ученых из разных стран мира. С ним сотрудничают Джагадиш Чандра Бос, Рабиндранат Тагор, А. Эйнштейн, Р. Милликен, Л. Бройль, Р. Магоффин, С. Гедин, С. И. Метальников, Н. И. Вавилов и др.



Продолжается сотрудничество с культурными центрами Америки и Европы. В 1937 году официально открывается музей Николая Рериха в Риге. 16 июня 1938 года Русский культурно-исторический музей в Праге открывает отдельный рериховский зал, в котором представлены более 15 крупных работ художника. Успешно работает музей Николая Рериха в Брюгге, где экспонируются 18 картин Рериха. Работает музей Николая Рериха в Париже (в Пале Рояль выставлены не менее 19 картин).


Особым почитанием творчество Рериха пользуется в Индии. С 1932 по 1947 год в разных городах Индии было проведено 18 крупных выставок картин Рериха. Картины приобретаются индийскими музеями и коллекционерами.


С 1936 года Рерих стремится вернуться на Родину. В 1937 обращается к советскому руководству о возможности присоединения СССР к Пакту Рериха — «полный мыслью о служении Родине», обсуждает через посла СССР во Франции пути возвращения на Родину. По совету посла в 1938 году Рерих обращается в Комитет по делам искусств СССР с просьбой принять в дар три картины.


Однако художественная комиссия посчитала их некоммунистическими и декадентскими, и они долгое время висели на даче у М. Горького.

В 1938 году нарком М. М. Литвинов докладывает И. В. Сталину о желании Рериха вернуться с семьей в СССР. Дает Рериху положительную характеристику. Сталин пишет резолюцию: «Не отвечать».

В 1939 году Руководитель Латвийского общества Рериха, Рудзитис, пишет в дневнике: «…получено письмо, в котором Рерих высказывает желание вернуться на Родину». Но и эти усилия не приносят успеха. Последнее обращение Рериха с просьбой о возвращении на Родину было в 1947 году — за несколько недель до смерти.


Находясь в Индии, Николай Константинович Рерих с самых первых дней Второй мировой войны использует все возможности, чтобы помочь России. Вместе с младшим сыном Святославом Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд советского Красного Креста и Красной Армии.


Картина Рериха "Партизаны"

В годы войны художник в своём творчестве вновь обращается к теме Родины. В этот период он создаёт ряд картин — «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись» и другие, в которых использует образы русской истории и предрекает победу русского народа над фашизмом.



В 1942 году Николай Рерих принимает у себя дома борца за свободу Индии Джавахарлала Неру и его дочь Индиру Ганди. Вместе они обсуждают судьбу нового мира, в котором восторжествует долгожданная свобода покорённых народов.


После окончания войны художник последний раз запросил визу на въезд в Советский Союз, но 13 декабря 1947 года он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали.

Именами Рерих названы перевалы и горный пик в Гималаях, а также астероид. Семь тысяч картин были написаны художником.

14 томов, в которых изложены основы Агни Йоги, навсегда внесли имя Елены Рерих в число главных религиозно-мистических мыслителей XX века. Книги Рерих пользовались огромным успехом в эмиграционных кругах, в 1920 – 1930-е годы издавались в Западной Европе на русском языке. Сейчас это одна из самых популярных методик обретения духовной гармонии и самосовершенствования.

5 октября 1955 года жена Николая Рериха Елена Ивановна умерла. Всего месяц она не дожила до события, которое стало судьбоносным для семьи Рерихов – встречи своих сыновей с Никитой Хрущевым.

Дело в том, что третий официальный зарубежный визит Хрущева был именно в Индию, с которой СССР планировал установить самые дружеские отношения. Поездка была триумфальной: Хрущева в Индии восторженно встречали сотни тысяч людей. Святославу Рериху, входившему в состав комиссии по организации приема советских гостей в Бангалоре, удалось договориться с советской стороной о приеме у Хрущева. Во время этой встречи братья выразили желание вернуться в СССР с выставкой картин отца. Юрия пригласили работать в Москве по специальности (он был востоковедом, причем с мировым именем). А сразу после встречи Хрущев дал указание советскому послу в Индии оказать содействие Юрию Рериху в получении советского гражданства и возвращении в СССР.


Несмотря на то что вопрос о возвращении Юрия Рериха на родину решался на самом высоком уровне, указ о приеме его в советское гражданство был подписан только через 15 месяцев. А потом началась работа по отправке первой части наследия семьи Рерихов в Москву. Сотни картин и книг научной библиотеки были упакованы в огромный контейнер и морем отправлены из Бомбея в Одессу. А сам Юрий Рерих приехал в Москву, где ему выделили четырехкомнатную квартиру в новом доме на Ленинском проспекте.

12 апреля 1958 года в Выставочном зале Союза художников СССР было представлено 220 работ Николая Рериха. Вопреки мнению чиновников, выставка имела огромный успех: посетители (по 5 тысяч человек в день) выстаивали многочасовые очереди, чтобы попасть в зал, а книга отзывов составила 6 томов…

Кто-то может посчитать, что Юрий Рерих был обласкан советской властью: четырехкомнатная квартира, работа в Институте востоковедения, подаренная автомашина «Волга» и даже дача в виде сборно-щитового дома могли показаться советским гражданам чуть ли не коммунизмом. На самом же деле чисто материальные факторы ученого не волновали.



Основной задачей Юрия Рериха было создание мемориального музея Николая Рериха в Москве. Однако, 4 мая 1960 года министром культуры СССР стала Екатерина Фурцева. И в тот же день был подписан приказ Минкульта «О передаче произведений Н.К. Рериха», в соответствии с которым 60 картин отправили в Новосибирск, а остальные в Русский музей в Ленинграде. Договоренность о создании мемориального музея исчезла.

Через две с половиной недели после этих событий 57-летний Юрий Николаевич Рерих скоропостижно скончался в результате сердечного приступа…

Младший сын Николая Рериха Святослав после смерти Юрия стал единственным человеком, способным выполнить волю отца и матери: передать все наследие Рерихов родной стране. Сам он был прекрасным художником, ученым, общественным деятелем международного масштаба. Его отношения с советскими властями, однако, осложнялись тем, что он был индийским гражданином, причем женатым на одной из самых известных киноактрис 1930–1940-х годов, внучатой племяннице Рабиндраната Тагора Девике Рани.



Скорее всего это послужило причиной появления в недрах советского чиновничьего аппарата плана отстранения его от возможности распорядиться наследством родного брата. На самом деле, кроме Святослава, никаких наследников у Юрия Рериха не было и быть не могло. Но Министерству культуры очень не хотелось, чтобы иностранный гражданин мог распоряжаться серьезными материальными и научными ценностями, которые оно считало уже «принадлежащими государству».

Министр культуры Фурцева пообещала «решить вопрос» и даже попросила Юрия составить завещание на бланке нотариальной конторы и отправить его в министерство. Но хода этому завещанию никто давать не собирался.


Святослав Рерих приехал в СССР еще раз уже при Брежневе, в 1974 году. Но и в тот раз, и позднее выполнить волю родителей и увековечить память отца и брата ему не удавалось. О творчестве членов семьи Рерихов выпускали научные и популярные монографии, их портреты печатались на почтовых марках, а великое наследие тем временем потихоньку разворовывалось. Исчезали картины, куда-то пропадали дневники и документы. Создалась патовая ситуация: государство никак не могло поставить на госучет коллекцию Юрия Рериха, а также не очень заботилось о создании мемориального музея.



Через двадцать семь лет после смерти Юрия Рериха, 14 мая 1987 года, Святослав Рерих с супругой встретился в Москве с Михаилом и Раисой Горбачевыми.

И на этой встрече снова был поднял вопрос о создании мемориального музея, который обсуждался с Президентом СССР весьма благожелательно. Были даны поручения главе Совмина Николаю Рыжкову, началась подготовка проекта, который по какой-то причине делал будущий музей филиалом Государственного музея искусства народов Востока.

В этот музей Святослав Рерих передал часть наследия его семьи. Казалось бы, проблем с возвращением на Родину наследия семьи Рерихов в полном объеме не должно было бы возникать, но впереди были первые постсоветские годы с совершенно непредсказуемыми решениями государственных инстанций, криминальными разборками и сомнительными судебными тяжбами.


Неожиданно в 1990 году в доме Юрия Рериха появляется человек, который называет себя воплощением Николая Рериха на земле, некто Виктор Васильчик. Одни говорят — сумасшедший, другие — проходимец, третьи — агент КГБ.

Тем не менее абсолютно чужой для Рерихов человек стал хозяйничать в квартире на Ленинском. Попасть отныне сюда могли только «избранные», которых он «тестировал». В это время в квартире проживала дом работница Юрия, Ираида Богданова. Очарованная-околдованная Васильчиком, Ираида стала называть себя приемной дочерью Рерихов и подписываться «Богданова-Рерих». На выставках стали появляться работы Рерихов с пометками «Из собрания И.Богдановой».

Святослав Рерих начинает безрезультатные тяжбы с бывшей домработницей брата. В 1993 году он скончался и был захоронен в своей усадьбе «Татагуни» в Бангалоре, и впоследствии рядом с ним была похоронена его супруга Девика Рани Рерих.

Васильчик женится на Ираиде в 1990 году, хотя она старше его почти на 30 лет (ей 66, ему 38) и вместе они потихоньку начинают распродавали коллекцию.В 2004 году было возбуждено уголовное дело по факту смерти Ираиды Богдановой, — говорит бывший следователь МВД. — Была версия, что Васильчик уморил ее голодом. Но следствие не нашло подтверждения этому. А в 2008 году было совершено разбойное нападение на самого Васильчика в квартире на Ленинском проспекте. Занималось этим делом то же следственное подразделение, которое расследовало смерть Богдановой. Сам Васильчик был найден в квартире мертвым. Когда милиционеры пришли в квартиру, то обнаружили, что оттуда все исчезло.

Сотни картин, в том числе на тканях (тибетские танки), редкие древние книги, археологические находки. Юрий и Святослав Рерихи так надеялись, что все это будет народным достоянием.

Источник 1
Источник 2
Источник 3
Источник 4



Subscribe
promo ketiiiiiiii апрель 20, 2013 09:54 8
Buy for 100 tokens
Скайп-школа "GLASHA" приглашает на дистанционные уроки развития разговорных навыков с преподавателями из стран англосферы.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments