Katya Kalashnikova (ketiiiiiiii) wrote,
Katya Kalashnikova
ketiiiiiiii

Хищные вещи века

Источник

Россияне меняют свои смартфоны на новые в среднем каждые два года, а автомобили – каждые пять лет. Иногда это дань моде, а иногда причины кроются в технических неисправностях. Однако большинство потребителей даже не догадываются о том, что внезапные поломки происходят по плану производителя, чтобы заставлять их снова и снова возвращаться в магазины.



Даже если вы не гонитесь за статусом первого модника и вас вполне устраивает устаревшая модель, не потерявшая свои функциональные качества, производитель сделает все, чтобы вернуть вас к своим прилавкам.


Замечали ли вы, что товары редко служат дольше того гарантийного срока, который заложил производитель? У этого явления есть вполне конкретное название – запланированное устаревание. И его существование производители и маркетологи, как правило, не отрицают, но трактуют иначе.

Ярким примером является так называемый "Ламповый сговор"

Эта история начинается с обыкновенной лампочки накаливания в пожарной части города Ливермор штата Калифорния. Абсолютно все эксперты вспоминают ее, когда речь заходит о запланированном устаревании.

«Эта лампочка была выпущена в 1905 году и работает до сих пор. Это очень хороший пример того, как товар, созданный в эпоху, когда не было известно о понятии «запланированное устаревание», работает уже более 110 лет».

Ни одна современная лампочка не в состоянии показать такую же работоспособность. В чем же тогда дело? А дело в том, что примерно сто лет назад производители лампочек отказались от выпуска таких долговечных товаров. «В 1924 году состоялся первый сговор крупнейших производителей ламп, тогда это были компании Osram, Philips и General Electric, которые контролировали порядка 95% рынка. Они договорились ограничить срок жизни лампочки 1000 часами, и тогда же они подняли цены. Это был один из самых первых известных картельных сговоров, и вскоре появился этот термин – запланированное устаревание.


Для современных маркетологов запланированное устаревание не является секретом, хотя большинство из них предпочитают об этом не говорить. Этот термин включен в учебники, его изучают в университетах как один из способов увеличить продажи товаров. Выделяют даже несколько видов запланированного устаревания.

Самый безобидный вид – это функциональное устаревание, виной которому выступает технический прогресс. Самый яркий пример – это VHS и DVD-проигрыватели, которые исчезли из-за широкого распространения интернета. Теперь все предпочитают смотреть фильмы при помощи флэшек.

Но есть и так называемое системное устаревание. «Это тот случай, когда производитель, например, перестает обслуживать старую версию своей программы, – рассказал Сендеров. – Соответственно, производитель всеми способами толкает покупателя к тому, чтобы он купил или воспользовался новой программой».

Типичный пример – операционная система Windows XP, которая пользовалась успехом у всех пользователей ПК, за исключением адептов компании Apple. Когда компания Microsoft поняла, что больше не может продать новые системы Windows, поскольку версия XP всех устраивала, она перестала ее поддерживать и обновлять. Таким образом пользователей вынудили приобретать новое программное обеспечение.

Наиболее опасным является брендовое устаревание, поскольку очень часто вызывает у людей зависимость. «Многие люди имеют реальную брендовую зависимость, – пояснил Сендеров. – Им очень важно первыми иметь новую модель. Именно поэтому выстраиваются огромные очереди, например, когда начинаются продажи самых последних смартфонов Apple. Возникает нездоровый ажиотаж вокруг этих моделей, хотя все прекрасно понимают, что через неделю-другую их можно будет купить в любом магазине. В данном случае, если у тебя телефон более старой модели и ты считаешь себя человеком, идущим в ногу с прогрессом, ты остаешься позади. Если для тебя это важно, то ты будешь вынужден пойти и купить новую модель».


Потребителю запланированное устаревание приносит сплошные неудобства. Иногда оно выражается в сложности и дороговизне ремонта

Однако стоит истечь гарантийному сроку, аккумулятор смартфона быстрее разряжается, а установленные программы начинают глючить. Так, в прошлом году компания Apple созналась в том, что специально замедляет работу старых моделей iPhone. Хотя и заверила, что делает это не для того, чтобы потребители скорее переходили на новые, а для того, чтобы якобы сберечь аккумуляторы старых моделей.

Это касается не только телефонов, это касается и автомобилей. Недавно общался с мастером в автосервисе, который удивлялся, почему производители, вместо того чтобы в некоторых узлах ставить долговечные прокладки, ставят пластиковые, срок эксплуатации которых намного меньше. А задача именно в том, чтобы через какое-то время деталь вышла из строя и ты пошел, заплатил деньги и поменял. Когда она у тебя выйдет из строя во второй или в третий раз, ты уже задумаешься сменить машину.

Российское законодательство дает потребителю 10 лет на то, чтобы он мог предъявить изготовителю или его представителю требование о безвозмездном устранении возникших недостатков. Однако доказать, что неисправность произошла именно по вине производителя, и сложно, и дорого.

В ГК «АвтоСпецЦентр» уверяют, что в большинстве случаев средний срок службы автомобиля до первой серьезной поломки составляет шесть лет. Но сегодня существует «Рейтинг новых автомобилей в первые три месяца эксплуатации (IQS)», само название которого говорит о том, что срок работы машины становится все короче.


Потребителю запланированное устаревание, как правило, приносит сплошные неудобства. Иногда оно выражается в сложности и дороговизне ремонта. «Не так давно у меня сломалась стиральная машина, которая прослужила 10 лет, – рассказал собеседник. – И когда я вызывал мастера, он подсчитал стоимость ремонта. Я понял, что, добавив 20% от этой суммы, я куплю новую, современную стиральную машину. Более того, мастер сказал, что срок службы этих машин, как правило, и составляет 10 лет". Как часто мы слышим такие разговоры?

Запланированное устаревание работает не только в сложных технических товарах, но и в одежде. «Я помню, в начале 90‑х годов я купил кроссовки Reebok, – вспомнил эксперт. – Эти кроссовки я использовал постоянно, так как занимаюсь спортом. Я в них путешествовал, ходил по горам, играл в теннис, просто гулял по улицам. Абсолютно чудесным образом с ними ничего не происходило. Я их выкинул только спустя 15 лет, потому что физически уже подошва стерлась. Если я покупаю кроссовки сейчас, то я прекрасно понимаю, что их срок службы, даже если это хорошая фирма, ограничится 2–3 годами».



Когда компания начинает бороться за рынок, то нет другого способа, к сожалению, кроме как удешевлять товар, – говорят эксперты. – Приходится какие-то компоненты заменять более дешевыми и менее долговечными. Хотят или не хотят того производители, но все равно какая-то часть продуктовой линейки становится менее долговечной. Они берут самую дешевую линейку и позиционируют, что она тоже качественная, что она такого же бренда, но, по сути, там есть часть материалов, которая будет менее качественной. Эта линейка, конечно же, выйдет из строя быстрее».



Стоит ли тогда ориентироваться на самые дорогие товары? Ведь что принцип «чем дороже, тем долговечнее» не всегда работает.

Все зависит от того, на каком этапе находится компания. Если компания только строит свой бренд и завоевывает репутацию, то да. Если компания начинает гнаться за продажами, то она может в любой момент поменять все компоненты на всей линейке на менее качественные. Если компания большая, то тогда это очень сильно сказывается на прибыли. Поэтому не всегда самые дорогие товары – самые качественные. Но скорее будут качественными, чем дешевые».

Таким образом, цена не дает никаких гарантий. Не дает таких гарантий и бренд: сегодня он производит товары «на века», а завтра начинает заниматься оптимизацией. Отзывы других потребителей – тоже неоднозначный способ, потому что большие компании давно научились их «накручивать».


Возникновение термина «запланированное устаревание» пришлось на период Великой депрессии в США. Тогда оно имело иной смысл и рассматривалось как способ выхода из депрессии. «Компании-производители столкнулись с тем, что им не нужны товары вечные, потому что в этом случае не развивается экономика, не развивается предприятие, не развиваются технологии. Зачем потребителю что-то менять, если тот продукт, который он купил, и так работает и целиком его устраивает? Поэтому запланированное устаревание имеет две стороны. Оно имеет очень большой потенциал для роста экономики, для роста новых технологий, для сохранения рабочих мест. Потому что если люди не будут периодически менять товары, которыми они пользуются, то, соответственно, многие направления в экономике попросту придут в упадок и сотни тысяч людей останутся без работы».

Долгие годы эта сторона медали – перспектива экономического роста – перевешивала в системе ценностей. Однако такой рост имеет свои последствия. «Запланированное устаревание – это инструмент, который используют корпорации для создания спроса на свою продукцию, что приводит к росту потребления вещей, а значит, ресурсов и увеличению количества отходов.

Производители одежды с каждым годом увеличивают скорость обновления гардероба. В результате одежда становится менее качественной и долговечной, новые коллекции выпускаются каждый месяц, люди стали выбрасывать одежду в два раза быстрее. Например, жители Гонконга выкидывают в минуту 1400 футболок, на производство которых требуется 2700 литров воды. По оценкам экспертов, ежегодно более 60 млрд квадратных метров ткани идут на выброс – это обрезки и текстильные отходы. Каждый год свыше 80 млрд предметов одежды производится по всему миру, и после короткого срока службы три из четырех заканчивают свою жизнь на мусорных полигонах или сжигаются, лишь четверть текстильных отходов перерабатывается.

Аналогичная ситуация наблюдается и с электроникой. Компании выпускают новые смартфоны несколько раз в год, а маркетологи говорят нам, как важно быть в тренде. Кроме того, дизайн гаджетов намеренно не позволит заменить или отремонтировать отдельный элемент, вынуждая покупать новое устройство. Вспомните, ведь совсем недавно заменить испорченный аккумулятор на смартфоне не составляло труда. Теперь это практически невозможно, во всяком случае самостоятельно. А замена батареи в салоне обойдется весьма недешево. Зачастую действительно проще купить новый телефон.

Сегодня только в России ежегодно образуется более 1,5 млн тонн электронных отходов, а переработке подлежит лишь 5%. Это значит, что в среднем каждый россиянин производит в год чуть более 10 кг электрохлама, который отправляются на свалку или мусоросжигательные заводы. А вместе с этим и десятки токсичных веществ, которые используются в производстве электроники и которые в конечном счете со стоками полигонов и выбросами мусоросжигательных заводов оказываются в организме человека. Кроме того, все это приводит к необходимости добывать энергоресурсы и первичные материалы для производства новой электроники – нефть, руду и другие, а значит, нагрузка на окружающую среду увеличивается в разы.


Хорошо, когда у потребителя появляется выбор: купить дешевую лампочку, понимая, что она через какое-то время перегорит, или же заплатить в четыре раза больше и приобрести более долговечную светодиодную лампочку. Но маркетологи компаний, которые производят лампочки, тоже очень хорошо умеют считать. В результате вы платите за срок службы что одной лампочки, что другой. Если стоимость лампочек разделить на количество дней, которые они работают, то их стоимость будет примерно равна.

Тем не менее некоторые производители все же ищут выход из ситуации. К примеру, голландцы несколько лет назад изобрели смартфон Fairphone, который по пользовательским характеристикам здорово уступает другим современным гаджетам, но имеет одно неоспоримое преимущество: он разбирается и собирается, как конструктор, без помощи специалистов. Когда какая-либо его часть выходит из строя, ее легко заменить новой самостоятельно, не прибегая к покупке нового телефона. Таким образом решается экологический аспект проблемы.

Однако это всего лишь исключение из правил, которые не способны решить проблему глобально. И даже мусорный кризис не может заставить политиков проявить волю, потому что на самом деле им это невыгодно.

Subscribe
promo ketiiiiiiii april 20, 2013 09:54 8
Buy for 100 tokens
Скайп-школа "GLASHA" приглашает на дистанционные уроки развития разговорных навыков с преподавателями из стран англосферы.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments