Репетиторство: больше, чем вы думаете
Фонд «Общественное мнение» в июле провел опрос, посвященный репетиторству http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/12304 . Выяснилось, что к услугам репетиторов регулярно прибегают около четверти всех родителей (в Москве – 43%).
Чаще всего нанимают репетиторов родители с высшим образованием и с доходом свыше 30 тыс. рублей на человека.
В основном репетиторы нужны, чтобы ребенок лучше усвоил школьную программу, ну и, конечно, для подготовки к экзаменам. В 11 классе, когда предстоит сдавать ЕГЭ, к репетиторам обращаются уже 63% выпускников, т.е. почти две трети.
Самые востребованные предметы – иностранный язык и математика, но репетиторы нередко «подтягивают» детей и по русскому языку, а к ЕГЭ часто готовят по истории и физике.
О чем говорят эти цифры? Что репетиторство стало массовым явлением. Да, конечно, репетиторы были всегда, даже в советское время, когда индивидуальная деятельность в этой сфере (как и в других) не поощрялась. А образ студента-репетитора – один из самых распространенных в дореволюционной русской литературе. Но массовое репетиторство – это реалии последней четверти века.
Почему так произошло? Выпускники школы обычно хотят продолжить учебу в вузе, но уровень школьного образования не может им это гарантировать. Массовая школа выпускает множество детей с уровнем знаний, который лет 30-40 назад сочли бы приемлемым лишь для самых и самых слабых. Мои знакомые репетиторы по истории первое занятие часто проводят с родителями, чтобы они сразу поняли, за что предстоит платить деньги.
Несколько простеньких вопросов вроде «Куда впадает Волга?» (две трети 11-классников ответить не могут) – и родители убеждаются, что большую часть времени их чада провели в школе зря. Нередко родители, сохранившие знания еще с советской школы, пытаются что-то своим детям подсказать – это смотрится грустно…
Есть, конечно, и топовые школы, уровень образования в которых выше. Но набор детей в них происходит через вступительные экзамены, к которым готовят... репетиторы! Кстати, есть основания полагать, что это самое дорогое репетиторство. Да и топовые школы справляются с обучением далеко не всех, и в них родители вынуждены прибегать к услугам репетиторов.
Что хорошего и что плохого в массовом репетиторстве? Во-первых, сразу отметим, что Россия здесь находится в мировом тренде. С конца ХХ в. в мире бум на частное дополнительное обучение (private tutoring). Лидерами здесь являются страны Восточной Азии, где репетиторство имеет давние традиции (Япония, Южная Корея, Гонконг и пр.), но к настоящему времени рынок репетиторских услуг огромными темпами растет и в развитых странах.
В 2015 г. его общий объем оценивался примерно в 80 млрд долл., только в США рынок таких услуг – 13 млрд долл., ставки топовых репетиторов по подготовке к SAT доходят до 250-400 долл. за 60 мин. Репетиторство стало прибыльным бизнесом, оно привлекает внимание экономистов и политиков. Так что если это и свидетельство кризиса системы образования – то далеко не в одной нашей стране.
Исследования репетиторства указывают на его негативные стороны. Главное – оно поддерживает и усиливает социальное расслоение. Зажиточные семьи обеспечивают своим детям более качественное образование, нанимая дорогих репетиторов. Репетиторство также увеличивает разрыв между городом и селом (по опросу ФОМ, на селе с репетиторами занимаются в 3 с лишним раза меньше детей, чем в Москве).
Репетиторство часто ведет к перегрузке детей – в той же Южной Корее дети каждый день занимаются с репетиторами до часу ночи. Из-за теневого характера деятельности репетиторство не всегда обеспечивает должное качество услуг. Иногда школьные учителя вынуждают заниматься с ними репетиторством, занижая оценки и фактически вымогая деньги. Также репетиторство искажает отчетность в сфере образования (делая ее ненужной).
Мы почти никогда не можем быть уверены, являются ли достижения того или иного ученика заслугой его учителей или репетиторов. Как экономический и социальный феномен репетиторство остается почти неизученным (в базе данных РГБ не нашлось ни одной диссертации на эту тему).
Но есть и светлая сторона. Качественное репетиторство восполняет недостатки школьного образования, дает реальные знания, помогает достичь поставленных целей. Индивидуальный подход (или работа в малых группах) – это эффективно. Ну и сами репетиторы повышают свое благосостояние, тоже нельзя это сбрасывать со счетов.
Когда-нибудь в будущем, в связи с упадком традиционной школы, мир придет к тому, чтобы выделять самим родителям ежегодно определенную сумму денег на образование детей. И родители будут решать, как распределять эти суммы – на школу, на кружки, на дистанционные курсы, на репетиторов, или на какие-то занятия в школе, а какие-то с репетиторами. Возможно, такая реформа позволит смягчить негативные последствия репетиторства.
Journal information