Katya Kalashnikova (ketiiiiiiii) wrote,
Katya Kalashnikova
ketiiiiiiii

Ваш начальник-робот

Источник

Примерно половину труда, выполняемого сейчас людьми, можно автоматизировать, говорится в отчете McKinsey. К 2030 году, полагают авторы, это может привести к исчезновению до 800 млн рабочих мест.



При этом электронные системы могут не только заменять одних работников, но и руководить другими. Подобия «робота-начальника»– например, приложения для водителей в сервисах перевозок – уже существуют.

Каково это – работать под управлением алгоритма? Этот вопрос пока изучен достаточно мало. Сами работники говорят, что такая система дает им определенную степень свободы, но нередко жалуются на ее недостатки.


Приложение для водителей – это и рабочее место, и начальник. Оно влияет на их автономность, доходы и качество жизни. От системы зависит распределение заказов, определение оплаты, оценки эффективности и так далее. Такими задачами раньше занимались люди. Теперь – не обязательно.

Электронная система следит за соблюдением правил, собирает данные и выставляет оценки эффективности. Более того оно подталкивает водителей к работе в определенных районах (например, за счет алгоритма, создающего резкие скачки цен в местах повышенного спроса) и определенное время. Например, водитель, собравшийся отключиться от системы получает уведомление: «Вы точно хотите выйти в оффлайн? В вашем районе сейчас повышенный спрос. Не останавливайтесь, заработайте больше!».

Водителям рассылают напоминания, что оценки выставляемые пассажирами, связаны с определенным поведением (среди советов – призыв быть «вежливыми и терпеливыми»). Формально это лишь рекомендации вести себя определенным образом, которые можно игнорировать . Но отказ их выполнять может обернуться низкими оценками, а это чревато отключением от системы. «Мы получаем советы о том, как улучшить наш сервис для клиентов, – говорит один из водителей. – Но они часто подразумевают, что если не сделать то, что нам говорят, это может повлечь определенные последствия».


Восприятие машин и компьютерных систем людьми – тема многочисленных исследований. Но реакция на машины, которые выполняют функции руководителя, изучена гораздо меньше.

Исследование университета Карнеги Меллон, основанное на опросе водителей Uber и Lyft и анализе водительских форумов, отмечало, что респонденты в принципе не возражали против того, что их работу – например, выдачу заказов – контролируют алгоритмы.

Некоторые даже считают это преимуществом, ссылаясь на то, что уровень контроля все равно меньше, чем в традиционной системе «начальник – подчиненный». «Для меня так гораздо проще, чем если бы у меня был начальник, перед которым надо было бы отчитываться каждый день – обосновывать свой график, объяснять, почему я отказался от того или иного заказа, – говорит один из водителей. – А приложение дает достаточно свободы».

Но достаточно и жалоб – одни жалуются на ошибки (например, при выдаче заказов), другие на то, что система недостаточно учитывает их интересы. При этом возможности высказать свои претензии ограничены – для водителей Uber существует система обратной связи, но она напоминает скорее службу клиентской поддержки.

Что делают те, кто недоволен? Распространенная реакция – обсуждение проблем на водительских форумах и создание стратегий, направленных на то, чтобы подстроить правила под себя . В этом есть логика – если с алгоритмом, выполняющим функции начальника, бессмысленно спорить, его можно обойти.

Subscribe
promo ketiiiiiiii апрель 20, 2013 09:54 8
Buy for 100 tokens
Скайп-школа "GLASHA" приглашает на дистанционные уроки развития разговорных навыков с преподавателями из стран англосферы.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment