Katya Kalashnikova (ketiiiiiiii) wrote,
Katya Kalashnikova
ketiiiiiiii

Мися

Источник

Мися Серт, она же Мизиа Эдвардс, она же Мисия Натансон, она же Мария Годебская (девичья фамилия).

В ней смешались польская, бельгийская и еврейская крови, а родным языком стал французский.

"Пожирательница гениев", пианистка, муза и покровительница поэтов, живописцев, музыкантов, хозяйка литературного и музыкального салона, модель известных художников. Ей писал Марсель Пруст (письма даже не открывала, складывала в коробочку), она позировала для Ренуара, Тулуз-Лотрека (и многим менее известным), она была лучшей подругой Коко Шанель (у дома Шанель есть аромат Misia - не совпадение), Пикассо звал ее свидетельницей на свадьбу, Дягилев писал, что Мися - единственная женщина, на которой он мог бы жениться.



"Я не испытываю ни малейших угрызений совести оттого, что столько прекрасных стихов потеряно, что дюжины рисунков Тулуз-Лотрека, сделанных на меню, выброшены вместе с остатками вчерашнего обеда, что не могу найти у себя сонет Верлена, в котором он объясняет, почему я стала розой…", писала Мися подругам.

Она дала недостающие деньги на постановку "Петрушки" Стравинского, она познакомила Дягилева с Равелем, и он получил заказ на балет "Дафнис и Хлоя", Мися дружила с Дебюсси... Она, кажется, знала весь Париж и ее знали все.

Родилась она в России, под Санкт-Петербургом. Папа скульптор, будучи профессором императорской Академии художеств, участвовал в проекте реставрации императорского дворца. Мама из знатной бельгийской семьи, умерла в родах и девочку забрали в Брюссель. Дома у бабушки, фрейлины бельгийской королевы на старинной вилле всегда было множество гостей. В бальных залах располагалось семь роялей, на которых, бывало, и Ференц Лист играл.

Когда Мисе исполнилось десять лет, бабушка умерла. Отец женился в третий раз, и его новая супруга решила поместить Мисю в монастырь Сакре-Кёр для окончания образования. Однако у Миси оставалась влиятельная покровительница. Королева Бельгии не забывала о внучке своей подруги. В пятнадцать лет Мися получила от неё приглашение на придворный бал и была очень рада.

Мися отправилась во дворец в великолепном платье из бледно-голубого тюля с широким муаровым поясом. Она имела ошеломительный успех, все обращали на неё внимание. После бала девушка категорически отказалась возвращаться в монастырь и сбежала в Париж. Там ее способности к музыке поддерживал Габриэль Форе. Девушка была прекрасной пианисткой, ее первый сольный концерт стал заметным парижским событием, но музыкальная карьера не привлекала красотку.

В 15 лет она вышла замуж сначала за издателя Натансона, и по этому поводу за один день истратила триста тысяч франков, оставленных ей бабушкой в качестве приданого, сделав покупки в лучшем бельевом магазине Брюсселя.

Однако Натансон увлёкся социалистическими идеями. Он решил устроить рабочим на угольных фабриках райскую жизнь и влез в долги. Лучшим средством расплаты Натансон посчитал Мисю. Он предложил ее магнату Эдвардсу

В подтверждение своих слов Эдвардс показал Мисе телеграммы её мужа. В них горе-муж открыто предлагал Мисю в обмен на прощение долгов.

Оскорблённая Мися попыталась скрыться от Эдвардса, сняв номер в маленькой гостинице. Это было ночью. А утром она узнала, что Эдвардс снял в этой гостинице все оставшиеся номера и расселил постояльцев. Мися назвала Эдвардса «людоедом», но на самом деле ей ничего не оставалось, как уступить. 24 февраля 1905 года в мэрии Батиньоля она стала мадам Эдвардс.

Она никогда не любила Альфреда ("Во время занятий любовью с ним я составляла меню завтрашнего обеда", - признавалась Мися подругам), но новое положение Миси позволило ей принимать в загородном имении очень интересных людей. В музыкальный салон плавучего дома Эдвардсов приходил распеваться Энрико Карузо

Здесь часто бывали Тулуз-Лотрек, Вюйар, Руссель, Валлотон, Равель, Верлен. Мися беседует с гостями в овальной комнате, где ситцем в тонкую полоску обиты кресла и затянуты стены. Хозяйка играет на рояле, а Тулуз-Лотрек немедленно отражает это на полотне. Вообще излюбленным развлечением Миси было устроиться в тени деревьев с книгой и делать вид, что читает. А в это время Тулуз-Лотрек кисточками щекотал её голые пятки, рисуя на них «невидимые пейзажи».

Мадам Эдвардс частенько навещает Марсель Пруст. Пабло Пикассо приглашает её стать свидетельницей на его свадьбе с русской балериной Ольгой Хохловой, а знаменитый лётчик-ас Ролан Гаррос берёт Мисю с собой в полёт над Парижем.

Миллионы Эдвардса уходили не только на бриллианты, туалеты от парижских кутюрье и особняки, обставленные по последнему слову моды. Мися тратила деньги Эдвардса щедрой рукой - на своих друзей-художников, на помощь сиротам из рабочих семей и всем, кто обращался к ней в минуты нужды. Кого-то выкупала из тюрьмы, оплачивала долги, кому-то снимала дачу в пригороде, для кого-то хлопотала о бенефисе или искала лучшего в Париже врача… И пусть высшее общество встретило ее в качестве мадам Эдвардс ледяным холодом, она находила утешение среди людей, которых искренне любила: нищих художников и музыкантов, бездомных поэтов, сумасшедших импрессарио. При этом она не была коллекционером, не копила, не дрожала над "сокровищами".
"Я не уважаю искусство. Я его создаю!" – говорила она о себе.

Каждый вечер Мися выходила из своей квартиры на Риволи и доходила до набережной Сены, где была пришвартована яхта. Она поднималась на палубу и, устроившись в кресле-качалке с бокалом белого вина, грустила. «Неужели и дальше моя жизнь будет такой беспросветной?» — писала она Коко Шанель.

Вскоре Эдвардс всерьёз увлёкся театром. Супруг Миси написал пьесу «Потерянный попугай». И, как положено драматургу, влюбился в исполнительницу главной роли — актрису Лантельм. Он открыто рассказал Мисе о своей страсти и отправил ее уговаривать Лантельм стать его любовницей. В процессе разговора выяснилось, что Лантельм лесбиянка и Мися интересует её гораздо больше Эдвардса.

К тому времени в жизни Миси также произошли изменения. Среди художников, посещавших её салон, появился один, который всерьёз задел ее сердце. Это был испанец Хосе-Мария Серт, роскошный бородач из Барселоны

Серт был богатым наследником, Мися знала, в кого влюбляться :).

Мися демонстрировала на улице модную одежду, которую создавала Коко Шанель, и первая вышлав свет , надев брюки вместо платья когда Серт пригласил ее на обед в ресторан «Прюнье».

Она сразу поняла, что в его лице ей представляется блестящий выход из положения с Эдвардсом. Серт получил наследство и не нуждался в деньгах. Кроме того, он обладал дарованиями, которых были лишены два предыдущих мужа Миси.


Мися в мужском костюме.

Вскоре после ее третьего замужества началась война, которую поначалу не приняли всерьез. Казалось, что это просто новое развлечение для слегка пресыщенной публики. Мися, благодаря своим связям, получила разрешение на организацию конвоя для доставки медицинской помощи в военные госпитали. Она попросила авто у владельцев магазинов готового платья – таким клиентам, как она, отказать было невозможно. Шоферами были назначены Серт, Кокто, Ириб и еще несколько знакомых. Кокто красовался в костюме медбрата, дизайнером которого был сам великий Пуаре, самый известный кутюрье Парижа. Все страшно веселились, готовясь к новому "спектаклю". Возглавлял колонну из 14 машин "Мерседес" самой Миси.

Так они ездили три месяца по военным дорогам. Они проезжали по дорогам, которые были буквально вспаханы снарядами, видели страшные смерти и изуродованные войной селения. Мися очень многое сделала для раненых, потратила целое состояние на помощь пострадавшим, хлопотала об устройстве госпиталей и эвакуационных кортежей, и добилась решения об организации военно-полевых госпиталей от самого Клемансо, всесильного премьер-министра Франции - но поездка привела ее в тяжелейшее душевное состояние. Веселая прогулка едва не стоила ей жизни.

Счастливые семейные годы Миси продлились недолго. Случилось то, чего она менее всего ждала, — её обожаемый Хосе-Мария увлёкся грузинской художницей Русей Мдивани. И попросил Мисю о разводе. Это был удар.

Мися старалась держаться и не теряла присутствие духа. Она дала согласие на развод. И даже помогла бывшему мужу выбрать обручальное кольцо для Руси. Мися сопровождала молодых супругов повсюду. Знакомые сплетничали об их «тройственном союзе». Однако эти сплетни не имели под собой никакой реальной почвы — Мися просто старалась сохранить лицо. Она даже горько шутила по этому поводу, написав Коко Шанель: «Я чувствую себя при них то ли тёщей, то ли свекровью».

Мися очень страдала после смерти Серта, злоупотребляла морфием, почти потеряла зрение. Она попросила Шанель поехать вместе с ней в Венецию. Там, в галерее Академии, простилась с любимыми полотнами, понимая, что скоро не сможет их видеть. Шанель вспоминала, что Мися старалась запомнить каждую деталь и потом описывала по памяти.

Мися пережила всех своих друзей и поклонников и умерла в 78 лет. Муза исчезла, оставшись лишь на полотнах великих мастеров прошлого.
Subscribe
promo ketiiiiiiii april 20, 2013 09:54 8
Buy for 100 tokens
Скайп-школа "GLASHA" приглашает на дистанционные уроки развития разговорных навыков с преподавателями из стран англосферы.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments