Katya Kalashnikova (ketiiiiiiii) wrote,
Katya Kalashnikova
ketiiiiiiii

Можно ли быть либералом и сотрудничать с нынешним российским государством?

Источник

«История одного назначения» Авдотьи Смирновой это новая «Матильда». «Матильде» повезло с Натальей Поклонской и ее избыточной привязанностью к последнему царю, в «Назначении» маркетинговый секрет прямо обозначили в титрах, указав продюсером Анатолия Чубайса, фигуру, еще более спорную, чем Николай II .



Человек много лет как отошел от дел, минимизировал свое участие во всех общественно-политических процессах, но при этом любое его появление в публичном поле возвращает нас в славные времена Госкомимущества девяностых, когда фамилия Чубайс удобнее всего звучит в сочетании с «во всем виноват».

Авдотье Смирновой стоит смириться, какой бы самостоятельной и значительной величиной она ни была, в отечественной истории она все равно останется, в первую очередь, как жена Чубайса, и любое ее, художественное или политическое, высказывание будет отягощено политической биографией ее мужа, который, будучи фигурой уже не столько из актуальной политики, является все таки историческим деятелем со всеми сопутствующими этому статусу свойствами. Фильм сняла мадам Чубайс, и это становится отличным поводом для спора, который, отодвигая на второй план саму кинематографическую новинку, продолжается уже как минимум вторую неделю.



В пехотном полку в Тульской области, куда отправляется на службу вдохновленный передовыми идеями столичный поручик Григорий Колокольцев, происходит преступление. Солдату, на плечи которого ложится вина, грозит военный трибунал и расстрел. Колокольцев обращается за помощью к графу Толстому, который решает защитить невиновного.Сюжет основан на реальных событиях. Главного героя Григория Колокольцева играет Алексей Смирнов — брат Авдотьи Смирнова. Экранного отца играет реальный отец Смирнова — Андрей Смирнов.

Колокольцев — молодой идеалист, который хочет, чтобы все было «по чести», но при этом ведет разгульный и недисциплинированный образ жизни, который не дает ему стать образцовым офицером. Волею случая, Колокольцеву пришлось принять участие в суде над молодым солдатом, обвиняемым в рукоприкладстве офицера. Колокольцеву предоставляется выбор между голосованием за то, чтобы солдата расстреляли или против… О том, почему для героя это оказалось сложным моральным выбором, лучше посмотреть фильм и сделать свои выводы. Причем мое зрительское восприятие оказалось отличным от того, что туда закладывала Смирнова. На мой взгляд, Колокольцев выбрал карьеру и одобрение со стороны отца. На взгляд Смирновой, Колокольцев сделал свой выбор из религиозных побуждений

Тональность спора задали ведущие телеканала RTVI, интервьюировавшие Авдотью Смирнову. Если считать ее фильм гимном человеческой компромиссности, то автор гимна оказался лицом к лицу самыми бескомпромиссными носителями либеральных ценностей.

Ведущие спрашивали Смирнову о муже, ⁠которым она гордится, и растерялись, когда речь зашла о добре и зле применительно к разгоняемым сейчас в России демонстрациям – может быть, действительно, неприятные омоновцы спасают Россию от хаоса, к которому ее тащат симпатичные школьники, выходящие митинговать?


Фильм Смирновой – о вреде бескомпромиссности во всех проявлениях. Бескомпромиссен только тот, кто не сотрудничает вообще ни с кем и никак, и можно даже сказать, что любое взаимодействие с окружающим миром для любого носителя каких угодно ценностей – заведомый компромисс, и российская либеральная общественность делится на тех, кто идет на этот компромисс сознательно, глядя ему в глаза, и тех, кто отрицает его даже в тот момент, когда в кармане деньги, а в сейфе товарища майора – подписка о неразглашении.

Либеральная интеллигенция, выстраивающая свою родословную от революционных демократов XIX века, магаданских узников времен сталинизма и позднесоветских диссидентов, не хочет видеть себя в системных либералах всех времен – ни тех, о которых Смирнова сняла свое кино, ни тех, которые благополучно существовали при Сталине и при Брежневе, ни тех, которые кормятся сегодня возле путинских госкорпораций.

И это неразрешимое противоречие между бытием и самоощущением по факту и определяет духовный и моральный облик среднего российского либерала и сто с лишним лет назад, и сейчас и его политическую автономию внутри «большого» общества.

Наверное, здесь можно спорить о границах компромисса, о его оттенках и о допустимом внутри недопустимого.




И о том, какие обстоятельства могут заставить замолчать голос совести человека — в общем-то, порядочного, думающего, справедливого . Всё очень банально — и тогда было, и сейчас это есть: страх наказания, боязнь лишиться карьерного роста, нежелание выступить против большинства. Поручик Колокольцев прекрасно понимает, что это подлость казнить несчастного, затравленного писаря, в отчаянии ударившего офицера — причем лишить жизни человека на основании того, что якобы вокруг России враги, в России предатели, и что надо взыскивать с провинившихся как можно строже. Однако, даже несмотря на добрые отношения поручика с Львом Толстым, который на суде выступил адвокатом писаря, Колокольцев — один из трех членов военно-полевого суда — не находит в себе силы проголосовать против смертной казни , как это сделал нерадивый пьющий прапорщик Стасюлевич, голос совести в котором не заглох, несмотря на таившуюся в сердце обиду на то, что он был когда-то разжалован из офицеров.

И что мы видим в конце фильма? Колокольцев, получивший повышение по службе, с удовольствием занимается муштрой солдат, за что критиковал бывшего командира. И куда делся тот молодой офицер, горящий желанием воплотить в жизнь армии реформы, стать своим для солдат?

Увы, нет его более.

Анатолий Чубайс выразил сожаление по поводу того, что дискуссии вокруг фильма его супруги «История одного назначения» сводятся к тому, что обсуждается его персона, а не смысл киноленты, продюсером которой он выступил. Об этом Чубайс написал на своей странице в Facebook.

Указанный как продюсер в титрах фильма его жены человек, вероятно, уже навсегда останется образцовым системным либералом, который прошел по стандартному пути дальше всех.

Зрители выходят из зала придавленные тяжестью жизни, в которой за 150 лет не так уж много и поменялось…
Subscribe
promo ketiiiiiiii april 20, 2013 09:54 8
Buy for 100 tokens
Скайп-школа "GLASHA" приглашает на дистанционные уроки развития разговорных навыков с преподавателями из стран англосферы.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments