Katya Kalashnikova (ketiiiiiiii) wrote,
Katya Kalashnikova
ketiiiiiiii

Categories:

Массовые истерии

Источник

В 1021 году в Германии толпа местных крестьян ни с того ни с сего пустилась в пляс и неистовствовала до тех пор, пока некоторые из них не повалились замертво. Те, кому удалось выжить, потом страдали судорогами.
Испуганные родственники подвергли выживших процедуре экзорцизма (изгнанию беса). Это зафиксировал летописец.



В 1237 году в Голландии началась известная «Утрехтская пляска на мосту». Толпа танцующих взошла на мост, переброшенный через реку Мозель. Ноги танцоров, топавшие в такт (хотя мелодии никто не напевал) вызвали мощные резонансные колебания. Мост рухнул, утопив и завалив обломками более двухсот человек.


В 1370 году началась знаменитая «Детская пляска» 1370 года. Множество детей, припрыгивая и пританцовывая, делая жесты и кивая, прошло через весь Штейгервельд. Дойдя до города Арюштадта, дети повалились, словно мёртвые. Половина их погибла, остальные продолжали плясать всю жизнь, стоило наступить моменту «Х».


В середине второй половины четырнадцатого века странное помешательство охватило жителей множества деревушек в Германии. Добропорядочные аккуратные немцы и немки сотнями выходили из своих домов и начинали неистово плясать. Они подпрыгивали, приседали, кружились, выделывая ногами замысловатые танцевальные па, плескали руками, вращались и выкидывали коленца на зависть настоящим акробатам. И всё это они вытворяли без единого звука. Похоже, музыка наигрывала только в головах у пляшущих. Вокруг было слышно лишь тяжкое, с хрипом, дыхание смертельно уставших людей. Иногда кто-нибудь из них падал. Иногда упавший прямо здесь, на истоптанном ногами месте, отдавал Богу душу. Истощенные люди практически ничего не ели и не спали, иногда подолгу. И продолжали плясать, плясать, плясать, пока изувеченные, стертые и истоптанные чуть не до костей нижние конечности не подламывались под ними.


А через некоторое время это дивное явление вдруг резко прекратилось. Как будто кто-то выключил свет или захлопнул крышку сундука. Болезнь или колдовской туман развеялись так же быстро, как и охватили свои жертвы. Особенным отличием этой болезни в тот год стало высокое подбрасывание ног и прыжки, так как не умершие от инсульта или инфаркта с перепляса показывали, что видели под ногами лужи и ручьи из крови, которые старались перескакивать.

В 1479-1480 годах такая же эпидемия яростной, сумасшедшей пляски прокатилась по Италии. Ее окрестили по имени любимого всеми народного танца - тарантеллы. Болезнь назвали «тарантизм».


Около 1518 года танцевальная истерика пришла в чудесный город Страсбург. Местная дама, фрау Троффеа, неожиданно была замечена бесшумно танцующей прямо на брусчатке мостовой. Она яростно плясала, и ничто не могло её остановить. В течении нескольких дней к ней присоединились ещё не менее трех дюжин пляшущих человечков, страшно припрыгивающих, оборачивающихся вокруг своей оси, притопывающих башмаками, отчаянно и непонятно жестикулирующих...

В 1728 году свидетели описывают адские пляски парижан, скакавших и вертевшихся прямо на могильных плитах старинного Сен-Медорского некрополя. Безумцы двигались дикими рывками и вращали глазами на подрагивающих лицах так, что их пляску можно было принять за балет зомби. Оттого в историю это событие вошло как «Бал Конвульсионеров».


Массовые психопатические эпидемии, возможно, являются следствиями массовой истерии. Жители средневековых городков, постоянно опасающиеся врагов, уличных грабителей и жадных феодалов, часто находились в состоянии глубочайшего стресса и депрессивных психозов. Религиозная пропаганда, продолжавшаяся с колыбели и до самой смерти человека, заставляла людей видеть бесов за каждым кустом, ощущать уязвимость и бессилие.


В постоянной череде непрекращающихся войн, неурожаев, падежа скота, общей слабости организмов, скученных в антисанитарных условиях, в страхе и голоде истерия была совершенно обыкновенным делом. Истерики могут «заражать» друг друга, заводя механизм идиотских поведенческих моделей. Тут и кликушество, и самоистязания, как у флагеллантов или секты шахсей-вахсей, и неистовые речитативы, вырывающих друг у друга микрофон «счастливых» Свидетелей Иеговы, и массовые самоубийства под колесами колесницы Джаггернаута. Всё это – явления одного порядка.

Психиатр Владимир Бехтерев считал массовые пляски истерическими припадками. В его монографии «Внушение и его роль в общественной жизни» (1898) справедливо отмечены схожесть клинической картины, а также и возможность индукции, то есть «заразности» ­истерии.


Жители Люксембурга противопоставили танцевальной чуме пляски местного чудотворца. Жители Эхтернаха решили, что, если сплясать «противотанец», то получится клин на клин. Местные специалисты-хореографы и балетмейстеры создали танец почище пляски святого Витта - танец святого Виллиброрда. В отличие от бесшумного падеде св. Витта он исполняется под суровую музыку средневековых труб, виол, лютней и тамбуринов. Теперь горожане успешно выкачивают с туристов вожделенные еврики, с гиканьем и залихватскими ужимками исполняя этот танец.

Самая последняя вспышка этого загадочного заболевания была зафиксирована довольно давно - на Мадагаскаре в 1840 году.

К явлениям истерической эпидемии относится также страшный случай массового смеха, который имел место в 1962 году в Танганьике (ныне Танзания).

Эпидемия началась 30 января 1962 года в деревне Кашаша, в женской школе-интернате, которую открыла христианская миссия. Три ученицы начали бесконтрольно смеяться и плакать, их смех заразил 95 из 159 школьниц, возрастом от 12 до 18 лет. Их смех длился 16 дней.



Эпидемия распространилась на соседнюю деревню Ншамба. Она кончилась только через 18 месяцев после начала. Кроме смеха сообщалось о сопутствующих симптомах: болях, обмороках, метеоризме, проблемах с дыханием, сыпи, приступах плача и криках. Под действие эпидемии попали в общей сложности более 1000 человек.

В Средние века сообщения о разного рода истерических состояниях были делом нередким. В одной обители, например, монашки начали вдруг мяукать и лезть на деревья и вообще вести себя как кошки. Похожие эпидемии возникали на протяжении 300 лет (начиная с 1400 года) по всей Европе. Один из последних случаев произошёл в 1749 году в Вюрцбурге (Германия), когда, после массовых обмороков и пены изо рта среди монахинь, одну женщину обвинили в колдовстве и обезглавили.

В это же время другая монахиня в германском женском монастыре стала кусать всех своих компаньонок. В течении короткого времени, эпидемия распространилась на всех монахинь этого монастыря. Они стали кусать друг друга. Поветрие переходило от монастыря к монастырю, охватив значительную часть Германии, в основном, в Саксонию и Бранденбург. Затем эпидемия охватила монастыри Голландии, и наконец, монахини стали кусать друг друга даже в Риме!

Изучение коллективных маний является областью компетенции социологов, специализирующихся в области коллективного поведения, и психологов, изучающих социальную психологию. Коллективные мании определяются как спонтанные, быстрые распространения ложных или гипертрофированных верований внутри большой популяции людей. Они могут охватывать определенный регион, культуру или страну. Массовые истерии наиболее часто изучаются психиатрами и физиологами. Они, как правило, охватывают маленькие, тесно связанные группы людей в замкнутых сообществах.

Множество факторов способствуют формированию и распространению коллективных маний и истерических заболеваний: средства массовой информации, слухи, страхи, возбуждение, культурные верования и стереотипы. Их могут усиливать насильственные действия властей, полиции или армии. Обычные объекты или обстоятельства меняют смысл в соответствии с быстро распространяющимся массовым верованием.

Новое тысячелетие несомненно даст нам новые примеры социальных иллюзий и вспышек массовых истерий, которые будут отражать надежды и страхи следующих поколений.

Subscribe
promo ketiiiiiiii april 20, 2013 09:54 8
Buy for 100 tokens
Скайп-школа "GLASHA" приглашает на дистанционные уроки развития разговорных навыков с преподавателями из стран англосферы.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments