Katya Kalashnikova (ketiiiiiiii) wrote,
Katya Kalashnikova
ketiiiiiiii

Categories:

Человек, который обезвредил Ку-клукс-клан

Источник



В ноябре 1870 года в Вашингтон прибыл помощник губернатора Южной Каролины, которая переживала волну террора, поднятую сторонниками Ку-клукс-клана. Отчитываясь перед президентом Улиссом Грантом, он заявил, что «убийства и насилие происходят постоянно, а виновники остаются безнаказанными из-за пассивности местных властей». Спустя несколько месяцев ситуация ухудшилась настолько, что губернатор попросил прислать в один из округов федеральные войска. Президент, обращаясь к Конгрессу, признал, что «обстановка в некоторых штатах угрожает безопасности людей и их имущества, мешает почтовому сообщению и сбору налогов».

Ку-клукс-клан, возникший после Гражданской войны, к тому времени превратился в масштабную угрозу. Его сторонники, которых объединяли расистские взгляды и неприятие победивших северян, действовали практически во всех южных штатах. Их жертвами стали тысячи людей, преимущественно чернокожие, но также и белые – политики, борцы против рабства, приехавшие с севера рабочие. Они мешали проведению выборов, сжигали школы, и брали штурмом тюрьмы. В январе 1871 года – незадолго до того, как губернатор Южной Каролины попросил о военной помощи, – в одном из округов толпа сторонников Клана потребовала у шерифа ключи от тюрьмы. Получив отказ, они вломились внутрь и убили нескольких чернокожих заключенных.

Происходящее, как признавали в Конгрессе, ⁠подрывало авторитет государства. А от местных властей зачастую было мало помощи ⁠– они игнорировали террор против чернокожих ⁠и северян, а иногда ⁠и поддерживали его.

В конце 1860-х годов федеральный ⁠суд признал Ку-клукс-клан «террористической организацией». Позднее ⁠Конгресс принял закон, который позволил использовать для борьбы с ним федеральные войска. Однако возникла очевидная проблема – надо было найти виновных, собрать доказательства их преступлений, а затем провести аресты. Ни военные, ни местная полиция, нередко симпатизировавшая сторонникам Клана, для этого не подходили.

Дело поручили Хираму Уитли – одному из создателей Секретной службы США, человеку с неоднозначной биографией, в котором, как отмечает Чарльз Лейн, автор новой книги «Агент свободы», посвященной ему, обнаружился «талант к секретным операциям». Он внедрил в Ку-клукс-клан множество своих агентов, чтобы те собрали доказательства, и это стало основанием для массовых арестов. По сути, считает автор книги, это было первой антитеррористической операцией в Соединенных Штатах.


Хирам Уитли был сыном эмигранта из Глазго. В его ранней биографии – опыт погонщика скота и старателя (во время золотой лихорадки). Некоторое время занимался речными перевозками и держал небольшой магазин. В Гражданской войне участвовал на стороне Севера – служил в разведке под командованием генерала Бенджамина Батлера.

После войны, получив хорошие рекомендации, поступил на государственную службу. Сначала был агентом налогового управления – ловил производителей нелегального алкоголя. А через несколько лет возглавил Секретную службу – новое управление при Министерстве финансов. С самого начала она создавалась для борьбы с фальшивомонетчиками, но позднее занялась и другими задачами, включая охрану первых лиц государства и контрразведку.

Уитли показал себя талантливым организатором – составил свод внутренних правил, создал сеть информаторов, завел картотеку на преступников. Как пишет автор книги о нем, он опробовал методы борьбы с терроризмом, позднее получившие распространение (включая методы допроса), и способствовал развитию программы защиты свидетелей.

Но примечательно, что человек, который помог разгромить Ку-клукс-клан (первую волну движения во второй половине XIX века), не был борцом за права чернокожих. Скорее, наоборот. Один из ранних эпизодов его биографии – охота на беглых рабов (позднее, когда ему напоминали об этом, он отвечал, что лишь следовал законам того времени). «Он поймал более десятка рабов и вернул их хозяевам, – отмечает автор “Истории ФБР”. – Он выступал против аболиционизма. И не поддерживал предоставление избирательных прав чернокожим, которые уже получили свободу».

«Для Уитли тайные операции были скорее авантюрой, чем идейной миссией, – считает его биограф. – И цель для него всегда оправдывала средства».


Уитли разослал по южным штатам своих агентов. Некоторые выдавали себя за мелких торговцев, другие – за коммерсантов или рабочих, ищущих заработка на фермах. Глава службы постарался снабдить их надежными легендами. Некоторых – уже после внедрения в ряды Клана – для большего эффекта даже на время отправляли под арест.

В Секретную службу стали поступать отчеты. Один из агентов, работавших в Южной Каролине, рассказал, как попал на собрание сторонников Клана и, напоив их, узнал об их причастности к убийству чернокожего, собиравшегося голосовать. Он также сообщил подробности их нападения на местную тюрьму, где был убит чернокожий подросток (агенту удалось выяснить личность убийцы).

Уитли рассчитывал на то, что когда начнутся аресты, это вызовет цепную реакцию – у тех сторонников организации, кто уже пойман, можно будет получить показания на других. Позднее он утверждал, что ожидания оправдались. По делам о преступлениях, совершенных Кланом, были арестованы тысячи людей, им предъявили официальные обвинения.

С формальной точки зрения, признает его биограф, методы были спорными. Доказательства собирались в обход формальных процедур; свидетелей, опасавшихся давать показания, запугивали (одного свидетеля Уитли угрожал расстрелять из пушки, если тот не будет сотрудничать). Некоторые из методов, которыми спецслужба добивалась признаний, автор сопоставил с теми, которые позднее применялись в Гуантанамо.


Операция стала успехом для правительства. Но затем в дело вмешалась политика. В 1872 году в США проходили президентские выборы, и Улисс Грант нуждался в голосах Юга. А там, несмотря на факты преступлений Клана, получившие огласку, его сторонники по-прежнему пользовались значительной поддержкой. Газеты, описывая их арест, нередко представляли их как «жертв произвола».

Федеральная власть решила, что Клан разгромлен, его сторонники уже не представляют угрозы, и теперь – из политических соображений – к ним можно проявить снисхождение. На смену арестам пришли массовые помилования. Из тысяч фигурантов лишь несколько сотен были осуждены, и даже среди них многих освободили от наказания.

Биограф Уитли утверждает, что тот был категорически против этого. «Он не верил, что с этими людьми можно договориться. Он читал отчеты агентов и лучше других знал, что происходит, – говорит автор книги. – Он знал, что с этими людьми надо разобраться раз и навсегда». Хотя, по другим источникам, глава Секретной службы поддержал новую официальную политику – в отчете об арестованных сторонниках Клана, подготовленном для президента, он отметил, что с учетом дополнительных обстоятельств (например, наличия семей) они «вполне заслуживают снисхождения».

Впрочем, операция против Клана, как отмечают историки, в любом случае принесла результат. Даже временные аресты для одних – и угроза арестов для других – оказались достаточным сдерживающим фактором. Деятельность организации была свернута и уровень насилия в южных штатах снизился. Уитли, правда, после этого недолго оставался во главе Секретной службы. После скандала середины 1870-х годов, в котором его агенты пытались подставить оппозиционного политика (история немного напоминала «Уотергейт»), ему пришлось уйти в отставку.
Subscribe

promo ketiiiiiiii апрель 20, 2013 09:54 8
Buy for 100 tokens
Скайп-школа "GLASHA" приглашает на дистанционные уроки развития разговорных навыков с преподавателями из стран англосферы.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments